нареч. качеств.-обстоят.
1. Будучи облеченным в телесный образ.
2. перен.
В реальности.
1. ВО <{реже - }В> ПЛО/ТИ И КРО/ВИ <ВО ПЛОТИ/>
кто
В материальном образе.
Имеется в виду, что люди, животные, а также мифические существа (Х) предстают в телесной оболочке, имеют конкретный облик, являются живыми, реально существующими. Говорится с одобрением, если говорящий считает материальное воплощение желательным, с неодобрением - если оно является, по мнению говорящего, неблагоприятным. книжн. ✦ X - во плоти [и крови].
Обычно в роли несогл. опред.
Порядок слов-компонентов фиксир.
В античную эпоху люди всматривались в небо, чтобы среди созвездий узреть образ своих героев. С тех пор изменилось немногое - разве что нашими героями стали люди во плоти и крови. Огонёк, 2001.Это, несомненно, был лев. Хотя львов во плоти и крови я не видал никогда. (Реч.)
Совпадение настолько полное, так часто это лицо стояло у меня перед глазами в плоти и крови, что я обязан был узнать его тут же, без промедления. А встретил - и растерялся… В. Распутин, Наташа.
Вот уже более полувека звание чемпиона мира среди тяжеловесов считается одним из самых значимых в мире спорта. <…> Их [чемпионов] боготворили на всех континентах, как богов в плоти и крови. ЭкспрессВидео, 2002.
- Убеждены, что он человек? - Так же, как и вы, - во плоти... Обычный человек... Как вы докажете мне, что он франкист? - О, это не трудно... Ю. Семёнов, Экспансия-III. <…> существует ведь бесконечность, отчего же не заставить её - всей силой своего разодранного в клочья представления сделаться явью в тот день и час, когда свершится то, о чём сегодня сказали в суде, сказали живые люди, <…> и, сказав это, они не содрогнулись от того, что предрешили участь подобных себе, сидевших по другую сторону скамьи, живых, братьев своих земных во плоти… Ю. Семёнов, Экспансия-I.
Сами же они [герои], во плоти, на сцене не появляются, а драматический театр так устроен, что не может о чём-то рассказывать, это не лекторий - зритель желает увидеть героев на сцене <...>. Огонёк, 1996.
А вот если бы вам дали щипцы, привели человека - такого же, как и вы, во плоти, - и сказали "Рви" - вы бы не смогли, Джек. Ю. Семёнов, Экспансия-II.
Да, мне с возлюбленным повезло больше, чем бедной Наине. Что он злодей, преступник, дьявол во плоти - это всё она ему простила. Б. Акунин, Пелагия.
Я ещё совсем молодым - голова одним футболом была заполнена - любил просто слушать их беседы с отцом. Запомнилось, как он у папы спрашивает: "А в рай мы во плоти попадём?" Огонёк, 2001.
культурологический комментарий:
Плоть (устар.) - "тело человека в его противопоставлении духу, душе". (Русский семантический словарь. Т. 1. М., 2000. С. 467.)
Непосредственным источником фразеол. является одно из библейских сказаний о сотворении человека Богом: "И создал Бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 39, 40.) Согласно этому сказанию, создание человека из праха земного и "дыхания жизни" свидетельствует о его двоякой природе - плоть из праха (материальное начало), душа из дыхания Божьего (духовное начало). Разделение духа (души) и плоти (тела), т. е. противопоставление "духовное (нематериальное) - телесное (материальное)", свойственное архаической форме осознания мира, лежит в основе такого древнейшего архетипического противопоставления, как "сакральное (т. е. священное) - профанное (т. е. обиходно-бытовое)", и имеет глубокие культурные корни.
Представления о душе как о бессмертной нематериальной части и о теле как о смертной и материальной части человеческого существа, "сложившиеся у европейских народов под влиянием христианского вероучения, являются плодом длительной и сложной дистилляции более смутных и элементарных мифологических представлений". (Там же. С. 414.) Поэтому истоки образа фразеол. уходят к древнейшим формам мифологического восприятия мира - к анимизму, т. е. олицетворению неживого, а также к фетишизму, т. е. поклонению материальным вещам, предметам. В мировоззрении архаического человека, "если тот или иной предмет оказался удостоен материального воплощения, телесной оформленности в земном бытии, следовательно, он призван обнаружить стоящие за ним высшие значимые смыслы, в существовании объекта открывалась возможность постижения смысла стоящей за ним высшей реальности". (Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002. С. 73.) В средневековом христианстве широко использовались уже сложившиеся акты сакрализации "вещного" мира; напр., в главнейшем из христианских таинств - причащении - хлеб, преломлённый пресвитерами, и вино вкушались верующими как "плоть и кровь Господни". (см. об этом в кн.: Словарь Средневековой культуры. М., 2003. С. 448.)
Компонент фразеол. "во (в)", указывая на место пребывания, соотносится с пространственным кодом культуры, а компоненты плоть и кровь - с соматическим, т. е. телесным, кодом.
Смысловая основа образа фразеол. содержит метафору - уподобление материального воплощения кого-л. плоти и крови (главным составляющим организма человека). см. также выражения с компонентами плоть и кровь, имеющими устойчивое обобщающее переносное значение "человек", в Евангелии; напр.: "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью и не пошёл в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошёл в Аравию и опять возвратился в Дамаск" (Гал. 1: 15-17). Пространственный предлог "во (в)" в образе фразеол. служит для определения локализации, т. е. для установления местонахождения, одной из двух форм бытия - "бытия в теле", т. е. существования во времени - в действительности, в данном, реальном мире, в конкретной, вещественной оболочке (в противоположность существованию вне времени - в воображаемом, нереальном, ментальном мире). фразеол. содержит также синекдоху - древнейшее метонимическое отождествление части и целого: плоть и кровь как неотъемлемые части целостного материалистического существования заменяют самого человека, любое живое существо.
Компонент кровь в образе фразеол. несёт особый смысл, символизируя основную движущую силу жизни, поскольку именно наличие крови в организме свидетельствует о его жизнеспособности (ср. с выражениями проливать кровь, пускать кровь, портить кровь, до последней капли крови, связанными с потерей жизни). Употребление во фразеол. этого компонента, метафорически переосмысленного, подчёркивает степень материализации кого-л., чего-л. - наиболее полное проявление физического воплощения, а также в ряде случаев выводит на первый план идею сходства, тождества, одинаковости с себе подобными. см. также фразеол. ИЗ ПЛОТИ И КРОВИ, и В КРОВИ.
фразеол. в целом выступает в роли эталона реального существования, существования в доступном для восприятия виде.
Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности данного образа; ср. англ. in flesh and blood, франц. en chair et en os.
автор:
И. В. Зыкова
See:
2. быть; появляться
В реальном, конкретном виде.
Имеется в виду, что формирующие поведение, отношения между людьми умозрительные представления, мысли, идеи, определённое понимание действительности (p), а также такие объекты окружающей действительности (Z), как страны, города и т. п., предстают в осязаемой, доступной восприятию форме, получают материальное воплощение. Говорится с одобрением, если говорящий считает материальное воплощение желательным, с неодобрением - если оно является, по мнению говорящего, неблагоприятным. книжн. ✦ P <Z> - во плоти [и крови].
В роли несогл. опред. или обст.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Перед ними, во плоти и крови, предстало последнее на континенте независимое и процветающее индейское государство - последний осколок великих цивилизаций древности - со своими мудрыми жрецами и воинственными правителями, со своими изощрёнными верованиями, неповторимыми памятниками материальной культуры. В. Гуляев, Древние майя.То, что Горби [советский президент] называл приоритетом общечеловеческих ценностей, на языке Барби [американского президента] зовётся политкорректностью. Барби, в общем, и есть политкорректность во плоти. Огонёк, 2000.
Теперь, в 70 лет, по его утверждению, смысл жизни найден: он в том, чтобы каждое мгновение проживать осмысленно, чтобы жизнь, даже бытовая и интимная, стала мыслью во плоти. Огонёк, 2000.
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в ВО ПЛОТИ И КРОВИ 1..
Образ фразеол. восходит к древнейшей мифологической форме осознания мира - анимистической, т. е. олицетворяющей неживое: в основе создания образа лежит аналогия "абстрактная сущность, объект - человек". Истоки фразеол. уходят также к свойственному первобытным народам поклонению вещам, материальным предметам, к их культу, т. е. к фетишизму. В мировоззрении человека архаической эпохи каждый природный объект, каждый предмет материального мира являлся не предметом как таковым, а символом, через посредство которого человек приобщался к иному миру - к нетленному миру идей, чистых форм и божественной вечности. (Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002.) фразеол. основан также на древнейшем архетипическом противопоставлении "реальность - нереальность" и на связанных с ним оппозициях "сакральное - профанное", "небесное - земное", а также "жизнь - смерть".
Компонент фразеол. "во (в)" соотносится с пространственным кодом культуры, а компоненты плоть и кровь принадлежат к совокупности двух кодов - антропного, т. е. собственно человеческого, и соматического, т. е. телесного.
В создании образа фразеол. участвует метафора - уподобление конкретной вещественной формы чего-л. материальному живому телу - плоти и крови человека.
фразеол. в целом выступает в роли эталона воплощения чего-л. в телесной, физической форме.
автор:
И. В. Зыкова
See:
1. ВО <{реже - }В> ПЛО/ТИ И КРО/ВИ <ВО ПЛОТИ/>
кто
В материальном образе.
Имеется в виду, что люди, животные, а также мифические существа (Х) предстают в телесной оболочке, имеют конкретный облик, являются живыми, реально существующими. Говорится с одобрением, если говорящий считает материальное воплощение желательным, с неодобрением - если оно является, по мнению говорящего, неблагоприятным. книжн. ✦ X - во плоти [и крови].
Обычно в роли несогл. опред.
Порядок слов-компонентов фиксир.
В античную эпоху люди всматривались в небо, чтобы среди созвездий узреть образ своих героев. С тех пор изменилось немногое - разве что нашими героями стали люди во плоти и крови. Огонёк, 2001.Это, несомненно, был лев. Хотя львов во плоти и крови я не видал никогда. (Реч.)
Совпадение настолько полное, так часто это лицо стояло у меня перед глазами в плоти и крови, что я обязан был узнать его тут же, без промедления. А встретил - и растерялся… В. Распутин, Наташа.
Вот уже более полувека звание чемпиона мира среди тяжеловесов считается одним из самых значимых в мире спорта. <…> Их [чемпионов] боготворили на всех континентах, как богов в плоти и крови. ЭкспрессВидео, 2002.
- Убеждены, что он человек? - Так же, как и вы, - во плоти... Обычный человек... Как вы докажете мне, что он франкист? - О, это не трудно... Ю. Семёнов, Экспансия-III. <…> существует ведь бесконечность, отчего же не заставить её - всей силой своего разодранного в клочья представления сделаться явью в тот день и час, когда свершится то, о чём сегодня сказали в суде, сказали живые люди, <…> и, сказав это, они не содрогнулись от того, что предрешили участь подобных себе, сидевших по другую сторону скамьи, живых, братьев своих земных во плоти… Ю. Семёнов, Экспансия-I.
Сами же они [герои], во плоти, на сцене не появляются, а драматический театр так устроен, что не может о чём-то рассказывать, это не лекторий - зритель желает увидеть героев на сцене <...>. Огонёк, 1996.
А вот если бы вам дали щипцы, привели человека - такого же, как и вы, во плоти, - и сказали "Рви" - вы бы не смогли, Джек. Ю. Семёнов, Экспансия-II.
Да, мне с возлюбленным повезло больше, чем бедной Наине. Что он злодей, преступник, дьявол во плоти - это всё она ему простила. Б. Акунин, Пелагия.
Я ещё совсем молодым - голова одним футболом была заполнена - любил просто слушать их беседы с отцом. Запомнилось, как он у папы спрашивает: "А в рай мы во плоти попадём?" Огонёк, 2001.
культурологический комментарий:
Плоть (устар.) - "тело человека в его противопоставлении духу, душе". (Русский семантический словарь. Т. 1. М., 2000. С. 467.)
Непосредственным источником фразеол. является одно из библейских сказаний о сотворении человека Богом: "И создал Бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 39, 40.) Согласно этому сказанию, создание человека из праха земного и "дыхания жизни" свидетельствует о его двоякой природе - плоть из праха (материальное начало), душа из дыхания Божьего (духовное начало). Разделение духа (души) и плоти (тела), т. е. противопоставление "духовное (нематериальное) - телесное (материальное)", свойственное архаической форме осознания мира, лежит в основе такого древнейшего архетипического противопоставления, как "сакральное (т. е. священное) - профанное (т. е. обиходно-бытовое)", и имеет глубокие культурные корни.
Представления о душе как о бессмертной нематериальной части и о теле как о смертной и материальной части человеческого существа, "сложившиеся у европейских народов под влиянием христианского вероучения, являются плодом длительной и сложной дистилляции более смутных и элементарных мифологических представлений". (Там же. С. 414.) Поэтому истоки образа фразеол. уходят к древнейшим формам мифологического восприятия мира - к анимизму, т. е. олицетворению неживого, а также к фетишизму, т. е. поклонению материальным вещам, предметам. В мировоззрении архаического человека, "если тот или иной предмет оказался удостоен материального воплощения, телесной оформленности в земном бытии, следовательно, он призван обнаружить стоящие за ним высшие значимые смыслы, в существовании объекта открывалась возможность постижения смысла стоящей за ним высшей реальности". (Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002. С. 73.) В средневековом христианстве широко использовались уже сложившиеся акты сакрализации "вещного" мира; напр., в главнейшем из христианских таинств - причащении - хлеб, преломлённый пресвитерами, и вино вкушались верующими как "плоть и кровь Господни". (см. об этом в кн.: Словарь Средневековой культуры. М., 2003. С. 448.)
Компонент фразеол. "во (в)", указывая на место пребывания, соотносится с пространственным кодом культуры, а компоненты плоть и кровь - с соматическим, т. е. телесным, кодом.
Смысловая основа образа фразеол. содержит метафору - уподобление материального воплощения кого-л. плоти и крови (главным составляющим организма человека). см. также выражения с компонентами плоть и кровь, имеющими устойчивое обобщающее переносное значение "человек", в Евангелии; напр.: "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью и не пошёл в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошёл в Аравию и опять возвратился в Дамаск" (Гал. 1: 15-17). Пространственный предлог "во (в)" в образе фразеол. служит для определения локализации, т. е. для установления местонахождения, одной из двух форм бытия - "бытия в теле", т. е. существования во времени - в действительности, в данном, реальном мире, в конкретной, вещественной оболочке (в противоположность существованию вне времени - в воображаемом, нереальном, ментальном мире). фразеол. содержит также синекдоху - древнейшее метонимическое отождествление части и целого: плоть и кровь как неотъемлемые части целостного материалистического существования заменяют самого человека, любое живое существо.
Компонент кровь в образе фразеол. несёт особый смысл, символизируя основную движущую силу жизни, поскольку именно наличие крови в организме свидетельствует о его жизнеспособности (ср. с выражениями проливать кровь, пускать кровь, портить кровь, до последней капли крови, связанными с потерей жизни). Употребление во фразеол. этого компонента, метафорически переосмысленного, подчёркивает степень материализации кого-л., чего-л. - наиболее полное проявление физического воплощения, а также в ряде случаев выводит на первый план идею сходства, тождества, одинаковости с себе подобными. см. также фразеол. ИЗ ПЛОТИ И КРОВИ, и В КРОВИ.
фразеол. в целом выступает в роли эталона реального существования, существования в доступном для восприятия виде.
Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности данного образа; ср. англ. in flesh and blood, франц. en chair et en os.
автор:
И. В. Зыкова
See:
2. быть; появляться
В реальном, конкретном виде.
Имеется в виду, что формирующие поведение, отношения между людьми умозрительные представления, мысли, идеи, определённое понимание действительности (p), а также такие объекты окружающей действительности (Z), как страны, города и т. п., предстают в осязаемой, доступной восприятию форме, получают материальное воплощение. Говорится с одобрением, если говорящий считает материальное воплощение желательным, с неодобрением - если оно является, по мнению говорящего, неблагоприятным. книжн. ✦ P <Z> - во плоти [и крови].
В роли несогл. опред. или обст.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Перед ними, во плоти и крови, предстало последнее на континенте независимое и процветающее индейское государство - последний осколок великих цивилизаций древности - со своими мудрыми жрецами и воинственными правителями, со своими изощрёнными верованиями, неповторимыми памятниками материальной культуры. В. Гуляев, Древние майя.То, что Горби [советский президент] называл приоритетом общечеловеческих ценностей, на языке Барби [американского президента] зовётся политкорректностью. Барби, в общем, и есть политкорректность во плоти. Огонёк, 2000.
Теперь, в 70 лет, по его утверждению, смысл жизни найден: он в том, чтобы каждое мгновение проживать осмысленно, чтобы жизнь, даже бытовая и интимная, стала мыслью во плоти. Огонёк, 2000.
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в ВО ПЛОТИ И КРОВИ 1..
Образ фразеол. восходит к древнейшей мифологической форме осознания мира - анимистической, т. е. олицетворяющей неживое: в основе создания образа лежит аналогия "абстрактная сущность, объект - человек". Истоки фразеол. уходят также к свойственному первобытным народам поклонению вещам, материальным предметам, к их культу, т. е. к фетишизму. В мировоззрении человека архаической эпохи каждый природный объект, каждый предмет материального мира являлся не предметом как таковым, а символом, через посредство которого человек приобщался к иному миру - к нетленному миру идей, чистых форм и божественной вечности. (Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002.) фразеол. основан также на древнейшем архетипическом противопоставлении "реальность - нереальность" и на связанных с ним оппозициях "сакральное - профанное", "небесное - земное", а также "жизнь - смерть".
Компонент фразеол. "во (в)" соотносится с пространственным кодом культуры, а компоненты плоть и кровь принадлежат к совокупности двух кодов - антропного, т. е. собственно человеческого, и соматического, т. е. телесного.
В создании образа фразеол. участвует метафора - уподобление конкретной вещественной формы чего-л. материальному живому телу - плоти и крови человека.
фразеол. в целом выступает в роли эталона воплощения чего-л. в телесной, физической форме.
автор:
И. В. Зыкова
See: